Ляху В.С.
Люциферов бунт Ивана Карамазова. Судьба героя в зеркале библейских аллюзий.Серия «Богословский исследования». М.:Издательство ББИ им.апостола Андрея.
ISBN 978-5-89647-258-2
Объем 282 с.; переплет 7Бц.
В мировой науке давно уже сложилась и стала общепризнанной традиция соотносить образ Ивана Карамазова с целым рядом масштабных, метафизически-знаковых персонажей мировой литературы. Но в «поэтике памяти» Достоевского особое место занимал художественно-образный мир Библии, который становится для него в творческом плане определяющим интертекстом, «великим напоминанием». В книге Виктора Ляху образ Ивана осмысляется как аллюзия на «первоангела Денницу». Библейский сюжет о Люцифере, восставшем против Творца, стал, по мысли автора книги, для русского художника парадигмой, которая была им востребована в логике собственной интертекстуальной стратегии. С оглядкой на смыслы библейского прототекста Достоевский художественно воплотил в «Братьях Карамазовых» фундаментальную идею своей эпохи, идею бунтующего своеволия. Кульминацией этой борьбы стало, в конце концов, как писал сам художник, «столкновение двух самых противоположных идей, которые только и могли существовать на земле: человекобог встретил Богочеловека»
Содержание:
Об Иване Карамазове, библейском Люцифере и райских ослушниках (В. Н. Захаров)
Глава 1. Библейская аллюзия: ее природа и место в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы
Природа аллюзии: семантические границы понятия.
Формы интертекстуального взаимодействия.
Вербальные параллели.
Тематические параллели.
Структурные параллели.
Глава 2. Иван Карамазов и библейский Люцифер: метафизическое родство в типологических параллелях.
Иван Карамазов как аллюзия на Люцифера: приметы родства в статуарных констатациях.
Прототипичность Ивана Люциферу в деструктивных и созидательных интенциях.
Диалектическое единство формулы «pro et contra».
Глава 3. Диалектика характера Ивана Карамазова и трагедийная природа его бунта: от статики к динамике.
Дополнительные свидетельства о библейской прототипичности люциферианца ХIХ столетия.
«Черт», «сатана», «Люцифер» — библейский контекст.
О «довременном» провиденциальном «секрете» черта как архетипическом мотиве.
Явление Ивана Карамазова в мирском граде Скотопригоньевска.
«Схватка» в граде Божием, Скотопригоньевском монастыре: искусительное богомыслие Ивана.
Идейное столкновение Ивана Карамазова с отчим домом: прельщение «царства Карамазовых».
О вере и неверии люциферианца-парадоксалиста.
Отчий дом «пал»: «треть» карамазовского царства — в соблазне.
Трагическая тяжба «светоносного» Ивана-Люцифера с Богом.
Два равновеликих богоборца — библейский Иов и скотопригоньевский Иван — торжество отчаяния и надежды.
Справедливость Божия и слезинка ребенка.
Демиург новой Вселенной: «титаническая гордость человекобога».
Тяжба Ивана Карамазова со Христом.
Христология от Ивана.
Антроподицея versus христодицея.
Via dolorosa Ивана Карамазова: «завтра крест...».
Апокатастасис или вечная гибель Скотопригоньевского Люцифера?